В этой статье мы расскажем как сделать парусный катамаран своими руками. Сразу скажем,что простейший катамаран для отдыха на озере или реке можно сделать из подручных средств, плотно связав материалы, хорошо держащиеся на плаву. Самодельный катамаран из бутылок — забавная конструкция, которая прослужит пару дней и сделает Ваши выходные незабываемыми.
Оглавление: [скрыть]
Для начала посмотрите на конструкцию катамарана из пластиковых бутылок:
В данной статье мы предлагаем более сложный вариант самодельного катамарана. Достоинства данной конструкции:
- Основной материал – древесина сосны: доступен любому желающему;
- собрать и перевезти сможет один человек;
- просторная палуба
Такая постройка способна прослужит не один сезон и при правильной сборке способна заменить лодку или катер для рыбалки. Перейдем непосредственно к пошаговой инструкции, которая поможет сделать катамаран своими руками.

Рама
Основной материал – сосна (качественная, сухая).
Рама составляется из 8 брусьев: 4-х стрингеров и 4-х бимсов (поперечные).
Каждый состоит из двух частей. Части разной длины: в местах их соединения крепятся подуключены (длина подбирается индивидуально – под «гребца»). Далее необходимо:
- Выстругать бруски — 8 шт. (40×40). Длина 4-х из них – 1110, 4-х – 1340.
- Части стрингеров соединить с уголками (40x40x4) так, чтобы на стык частей попадала середина уголка. В стыках частей обязателен зазор!
- Выстругать бруски – 4 шт. (75×30 x1380). Концы сузить «на ус», для уменьшения массы. Поместите бимсы на стрингеры и просверлите.
- Подрундучники – кормовые (45x23x770) и носовые (58x24x1010). Оптимальное крепление подрундучников к бимсам – гвоздь.
- Деревянные детали хорошо зашкурить, покрыть олифой.
Палуба
Материал – брезент (самый плотный).
- Добавив к длине рамы припуски на карманы получите длину полотнища для палубы. Припуск нужен под карманы для шпангоутов.
- Ширину вычислим измерив расстояние между третьим и вторым стрингерами. Оставьте достаточный припуск для подворота кромки.
- Сформируйте карманы под средние бимсы. Для этого снизу пришейте широкие полоски.
- Отверстия под болты следует обметать суровой ниткой.
- При крепеже бимсов к стрингерам проследите, чтобы палуба была туго натянута.
Рундуки
Материалы: фанера (3 – 4 мм), деревянные рейки (20×15), клей, петли рояльные (крепление крышек), шурупы.
Для чехла подойдет любая плотная ткань.
Точное соблюдение их размеров необходимо, чтобы носовой рундук легко вставлялся в кормовой, упрощая транспортировку. Будут удобны ручки, протянутые сквозь отверстия в боках меньшего рундука.
Размеры большего: 800x285x225 мм.
Уключины
- Можно сделать из стальных стержней (достаточно диаметра 14 мм).
- По оси стержни распилить на глубину 7 см и разогнуть «рожки» в стороны.
- Ось качания заменит гвоздь (4 мм), леска выполнит функцию шплинтов.
Подуключины
Материал: труба алюминиевая (диаметр 22)
-
- Сначала расплющите концы трубы.
Вставки – пластины (алюминий, толщина 7).
- Прикрепить их вертикально к уголкам стрингеров (первого и четвертого).
- Крепить шарнирно, но плотно (заклепать).
- Подобным способом прикрепить к полкам подкосы из труб (диаметр 20). Подойдет хомут из алюминиевой пластины.
Поплавки
Материал: плотная палаточная ткань, резиновые шары.
В прорези сшитого баллона поплавка вставляют шары.
Размеры: длина – 3600, диаметр – 400.
При изготовлении:
- Оставить припуск на подворот (40), на шов (60).<l/i>
- Чтобы придать поплавку нужную форму вырезают по 4 кормовых и носовых клина (длина 760).
- Прикрепить страховочные ленты (для шаров) к внутренней поверхности баллона. Тесемки от лент потом завяжете на стрингерах.
- Оставив в корме и носу отверстия для трубок от шаров, сшейте края прочной нитью.
Мачта
Конструкция мачты напрямую зависит от модели паруса. Поэтому ее надо подбирать после приобретения паруса. Скажем только, что этот катамаран будет «чувствовать» себя прекрасно с 4-метровой мачтой. Лучше сделать ее разборной – трехсекционной.

Гик
Заготовка: брусок 30×30
- Повторяется технология изготовления мачты.
- Петли для переднего конца – стальные полосы.
- Просверлить отверстия для соединения с вертлюгом.
- Задний конец снабдите накладками для стыковки с ноком.
Нок
Технология изготовления повторяется. Последнее действие: оборудуйте нок проволочной уткой и шкивом из металла.
Парус
Пошив паруса – особое искусство! Если опыта у вас нет, знатоки советуют оборудовать свое детище готовым парусом. Приличную скорость и достаточную безопасность такой конструкции сможет дать парус площадью 4 м2. При необходимости можно сделать простенькую конструкцию из готового полотна.
Пуль
Основные материалы: сосна (бруски), фанера 10, трос стальной, листовая сталь 1,7.
Стойка с составляющими руля через уголок притянута к шпангоуту (горизонтальная полка этого же уголка крепится шурупами). Дополнительно стойку оборудуйте тросовыми растяжками.
Стойку руля и древко баллера соединить уголковыми петлями. Через их отверстия проденьте проволочную поворотную ось. Из трех пластин (толщина каждой – 1,7) можно склепать подвижную часть баллера.
Поворотное перо готовят из листа дюралюминия 1,5.
Швертовое устройство
- Балку изготовьте из уголков (дюралюминий) размером 35×35 и 30×30.
- Аккуратно пропилите отверстия для шипов подвески кронштейна.
- Кронштейн можно склепать из нескольких профилей.
- Растяжки сделайте из стального троса 2 мм, колец и кусков медной трубки.
- Для обшивки шверта возьмите дюралюминиевый лист 2 мм.
- Канавку в месте сгиба выберите круглым напильником диаметром 5 мм.
- «Хвостовую» часть склепайте. Используя фанерные подкладки, укрепите шверт и вставьте консоль (изготовить из шеста для прыжков).
- Обшивку с консолью соедините заклепками.
- Вклейте в шверт обтекатели из пенопласта, предварительно обернув их в марлю, пропитанную эпоксидкой.
- Шверт с кронштейном соедините шарнирно.
Все размеры даны в миллиметрах.